Главная » 2014 » Февраль » 26 » Основные направления работы школьной библиотеки по формированию информационной культуры школьников
23:04
Основные направления работы школьной библиотеки по формированию информационной культуры школьников

00aapets

Разрабатывая в 2006 году авторский элективный курс «Школа информационного комфорта» для 9-х классов столкнулась с различным толкованием понятия «информационная культура».

Чтобы не заплутать в понятийном аппарате будущего элективного курса стала выписывать встретившиеся интерпретации понятия «информационная культура» на карточки.

Записи предназначались для личного пользования и источники фиксировать как-то в голову не пришло.

Предлагаю Вам «мешап» из карточек с цитатами, моими мыслями. Мне они оказались в свое время полезными. Может быть кто- то из вас пытается сейчас увязать деятельность школьной библиотеки с новыми образовательными стандартами и ознакомившись с предисторией понятий сможет сделать это более эффективно.

Информационная культура выражается в наличии у человека комплекса знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой.

(Краткий справочник школьного библиотекаря. СПб, 2001).

В этой краткой формулировке принципиально важны три положения:

1. В традиционный для образовательного контекста комплекс ЗУН (знания, умения, навыки) вводится чрезвычайно актуальный компонентрефлексивные установки, т.е. необходимость аналитического начала;

  1. Вместо многозначного и часто стилистически далеко не нейтрального понятия информация употреблено гораздо более общее и ещё не затёртое понятие информационной среды;
  2. И, наконец, точно обозначена форма сосуществования человека и информационной среды — взаимодействие, т.е. и взаимовлияние, и ответственность пользователя, и культура аналитического отношения к той или иной информации, необходимость её оценки, а значит выработки критериев оценки.

Вообще говоря, дать школьникам полноценную подготовку в этой области возможно только при интеграции процесса формирования информационной культуры практически во все учебные курсы и внеурочную проектно-исследовательскую работу. Но этого недостаточно. Одновременно необходимо подкреплять получаемые знания самостоятельной работой с различными источниками информации. Удобнее всего это делать в библиотеках.

Организация такой систематической практики школьников должна быть результатом объединённых усилий школы и библиотеки.

Эффективнее всего, как показывает опыт, работа по совместным программам. В них реально согласовать учебные задания и ресурсные возможности их выполнения, занятия по развитию навыков работы с информацией для школьников разного возраста, критерии определения уровня сформированности информационной культуры, требования к школьникам. В библиотечных учреждениях профессионалы обеспечат индивидуальное консультирование с целью отработки навыков информационного самообеспечения, в первую очередь, их учебной деятельности.

Каково же реальное на данный момент место школьного библиотекаря в решении названных задач?

Это место мы и попробуем обозначить в форме перечня основных направлений работы по формированию информационной культуры:

I. Комплектование библиотечного фонда.

  1. Информационная и методическая работа.
  2. Массовая работа со школьниками.
  3. Индивидуальная работа с читателями.
  4. Систематическое повышение собственного профессионального уровня.

Проблемы приобретения новых изданий связаны не только с отсутствием у библиотекарей свободы выбора и финансовых средств в рамках централизованного комплектования. Часто мы сталкиваемся и с трудностями другого характера — трудностями выбора и отбора. Чем руководствоваться в решении вопроса о том, что является самым необходимым? Как можно использовать в этой работе какое-то конкретное издание? Что вообще сейчас издаётся в этой области?

И тут, конечно, незаменима наша профессиональная интуиция в сочетании с опытом конкретной работы.

Надо сказать, что для работы со школьниками в области развития у них навыков взаимодействия с информацией (поиска, оценки, переработки, использования) можно использовать практически любые новые и старые издания, начиная с учебников. Конечно, если мы рядом и в любую минуту готовы помочь, ответить на вопросы, предостеречь. А вот для работы с учителями и для того, чтобы самим не отстать от развития информационных технологий и методической мысли, хорошо бы отслеживать именно новые издания.

Чрезвычайно полезны в этом плане профессиональные журналы: "Библиотека”, "Мир библиографии”, "Школьная библиотека”. Там можно найти и описание опыта работы коллег, и проблемные статьи, и списки литературы.

Но можно пополнять наш небогатый фонд собственными коллекциями материалов. Особенно удобно это делать тем, у кого в распоряжении есть компьютер. Можно отыскивать в Интернете самим или давать такие задания школьникам: материалы конференций, тесты, статьи по этой проблеме из электронных версий журналов. Всё, как положено, со ссылками накапливается "до востребования” в нашем компьютере. И всегда под рукой.Полезно иметь в электронном же виде различные образцы: шаблон оформления титульного листа учебного реферата, различные варианты библиографического описания книг, статей и электронных ресурсов для грамотного оформления списков использованных источников в соответствии с действующими ГОСТами. Они могут понадобиться не только школьникам, но и учителям.

Работа с информацией разного рода формирует у школьников целостное мировоззрение. Именно библиотека как центр документации помогает осуществлять межпредметные, междисциплинарные связи. И сейчас не имеет принципиального значения наличие или отсутствие конкретных материалов в конкретной библиотеке. Мы информируем о том, что такое-то издание существует, мы рекомендуем его использовать тем или иным способом, мы готовы проконсультировать, а часто и научить, как целесообразнее поработать с конкретным изданием или другим источником информации, чтобы решить конкретные задачи.

Возможности библиотеки сейчас гораздо шире, и я бы соотнесла необходимость их использования с выполнением профессионального долга. А то мы часто, жалея время якобы перегруженных старшеклассников, бежим к полке, раскрываем сами на нужной странице том энциклопедии, а то и пальчиком показываем, что им нужно прочитать по интересующему их вопросу (точнее, по заданной теме).

А если не можем сию секунду что-то перед ними раскрыть, то конфузливо извиняемся. И сами способствуем развитию у молодых людей (а старшеклассники уже все с паспортами!) инфантильности и иждивенчества, которые потом так аукаются им в студенческой, а позже и в профессиональной жизни.

Будь моя воля, я бы присвоила школьной библиотеке статус своеобразного УПК. Здесь людей с 7 до 18 лет могут научить вещам, необходимым в любой будущей профессиональной деятельности. Но главное — это площадка для реализации уже полученных навыков, дляпроявления творчества (и не только литературного), и, самое главное, для проявления самостоятельности.

Но библиотека не может реализовывать это своё предназначение без теснейшей связи и с администрацией школы, и с педагогами, и с методическими объединениями предметников. Школьный библиотекарь может стать инициатором (и координатором) работы всех методических объединений по выработке единых требований, касающихся разных способов использования информации.

Я убеждена, что работа по формированию информационной культуры школьников будет эффективной только в том случае, если именно школьной библиотеке удастся стать координационным центром, наладить информационную, документную и методическую поддержку этой деятельности.

Сейчас мы располагаем очень важным документом. Речь идёт о Федеральном компоненте Государственного стандарта образования, утверждённом в марте 2004 года.

В различных разделах Государственного стандарта образования: в Пояснительной записке, в перечислении целей и задач преподавания того или иного предмета в школе, в описании требований к выпускникам — называются характеристики, которые с полным правом можно отнести к области информационной культуры современного человека.

Трудно предположить, что учитель химии будет изучать раздел о стандартах в области преподавания литературы. А вот библиотекарь наверняка все разделы просмотрит.

И вывод о том, что требования к формированию информационной культуры распределены практически по всем учебным дисциплинам в школе, будет весомым аргументом для убеждения коллег в необходимости совместной скоординированной работы.

Каким же образом основные понятия информационной культуры отражены в государственном стандарте образования?

В нём описаны нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основного общего образования и уровень подготовки выпускников образовательных учреждений.

Впервые на всех ступенях обучения выделены общеучебные умения, навыки и способы деятельности. … Среди основных направлений модернизации общего образования, с учётом которых разработан стандарт, названы:

  • личностная ориентация содержания образования;
  • деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
  • формирование ключевых компетенций — готовности учащихся использовать усвоенные

знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

Вот несколько примеров из различных разделов.

Из Стандарта начального общего среднего образования:

  • Работа с учебными, художественными, научно-популярными текстами, доступными для восприятия. Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей.
  • Определение темы и главной мысли текста.
  • Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера;
  • Поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
  • Представление материала в табличном виде.
  • Упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию).

Из обязательного минимума содержания образовательной программы по литературе:

Круг чтения и опыт читательской деятельности

• Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением,предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.

Из требований к уровню подготовки оканчивающих начальную школу:

В результате изучения литературного чтения ученик должен

знать/понимать

• названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

уметь

  • различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
  • определять тему и главную мысль произведения;
  • пересказывать текст (объем не более 1,5 с);
  • делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
  • составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
  • оценивать события, героев произведения; использовать приобретенные знания и

умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;
  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

Из Стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ:

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Из обязательного минимума содержания:

  • Представление информации. Информация, информационные объекты различных видов. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. … Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.
  • Передача информации. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование
  • Обработка информации. Алгоритм, способы записи алгоритмов; блок-схемы. Логические значения, операции, выражении
  • Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.
  • Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
  • Информационные процессы в обществе. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право.
  • Создание и обработка информационных объектов
  • Создание текста. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания, словари. Включение в текст: списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Планирование работы над текстом. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат).
  • Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных.
  • Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования.
  • Поиск информации

Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов.

  • Организация информационной среды Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста,

веб-страницы, презентации с использованием шаблонов.

Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.

Из требований к уровню подготовки выпускников:

В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен

уметь

  • оперировать информационными объектами;
  • создавать информационные объекты, в том числе:
  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
  • создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы, переходить от одного представления данных к другому;
  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Из требований к уровню подготовки выпускников по литературе:

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать/уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;
  • выделять смысловые части художественного

текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

В образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения, наряду с вышеуказанным, ученик должен уметь:

• искать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Что касается массовой работы с читателями по обсуждаемой проблеме, то разработано такое количество форм применительно к любому возрасту, что можно составлять атласы, альбомы, презентации и другие пособия, в которых будут представлены самые эффектные и эффективные изобретения библиотекарей. РГДБ в 2004 году выпустила очередной (выпуск 11) — информационно-аналитический сборник из серии "Что? Где? Как?”, посвятив его работе центральных региональных детских библиотек России по формированию культуры чтения детей и подростков. Его автор методист Е.В. Цулаия отмечает, что традиционную работу по воспитанию библиотечно-библиографической грамотности библиотекари давно уже включили в более широкое поле деятельности по формированию информационной культуры. Используя достижения современной психологии и педагогики, проявляя немалую изобретательность, они очень часто тесно взаимодействуют с учреждениями и органами управления образованием. Во многих регионах библиотеки и школы работают по совместным программам. И это, конечно, эффективнее разовых мероприятий, как бы блестяще они ни были проведены.

Наверное, все школьные библиотеки проводят ознакомительные экскурсии для первоклассников. Но в этом жанре можно проводить беседы с демонстрацией визуального ряда с учащимися любого возраста по любой теме. Например, "Экскурсия по тематической выставке”, приуроченная к предметной неделе, "Экскурсия по справочному аппарату книги” и т.п.

Турниры, конкурсы знатоков, викторины, интерактивные выставки, выставки-загадки — нечего и называть. Все про это знают.

А вот из своего опыта поделюсь такой формой, как создание электронных презентаций

силами учащихся совместно с преподавателем ИКТ. С этим прекрасно справляются, например, семиклассники. Презентировать можно книжную новинку, дары школьной библиотеке, какое-то удачное мероприятие. Как тему презентации можно использовать опыт самих ребят по работе в библиотеке ("Как я выбираю книгу для чтения”), опыт работы с информацией (почерпнутой как из печатных источников, так и из электронных изданий или из Интернета).

В разделе об индивидуальной работе, не останавливаясь на традиционных формах индивидуальных бесед, рекомендаций, консультаций по запросам, хочу остановиться на тезисе о желательности более активного участия библиотекаря в проектно-исследовательской работе учащихся. В этой деятельности перед учеником во всей остроте встаёт вопрос о технологии подбора и оценки литературы, о навыках использования справочно-поисковых систем, об использовании различных источников информации, о способах фиксации нужной информации, о её сохранении, грамотном оформлении ссылок, цитат, списков источников. Я уже не говорю о том, что дети не знают о различных способах чтения (в широком смысле этого понятия) в зависимости от собственных конкретных задач. У них редко бывает сформирован навык постановки точного вопроса. Но, выполняя проектную работу, ученик попадает в благоприятную для приобретения информационной грамотности ситуацию. И дело чести профессионалов здесь им в этом помочь.

В заключение не могу не сказать, что принципиально важно рассматривать уровень развития информационной и читательской культуры как фактор реализации конституционного права юных граждан на доступ к информации, к достижениям мировой культуры.

А в качестве конкретных первоочередных шагов необходима организация межведомственных усилий по научному обоснованию и методической разработке системы формирования основ информационной и библиотечно-библиографической культуры подрастающего поколения.

И в первую очередь нужно разработать проект рабочего стандарта "Содержательные характеристики уровня развития информационной и библиотечно-библиографической культуры детей и подростков” и организовать его профессиональное обсуждение.

Резюме:

Какие существуют подходы к решению проблемы подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях информационного общества?

  • Специальные курсы "Основы информационной культуры” в ВУЗах
  • Требования к формированию ИК школьника, распределённые по разным учебным дисциплинам в школе (см. Государственный стандарт образования)
  • Традиционные направления работы библиотек: организация фонда, справочно-поисковых систем (каталоги, картотеки, базы данных), групповые беседы и занятия, индивидуальные консультации, практическая помощь читателям

Модернизация работы библиотек: инновационная деятельность, многообразные способы использования информационных технологий, усиление координационной, информационной и методической составляющих в работе школьной библиотеки

Материал из сайта http://bibnout.ru/2010/06/22/formirovanie-informacionnoj-kultury/osnovnye-napravleniya-raboty-shkolnoj-biblioteki-po-formirovaniyu-informacionnoj-kultury-shkolnikov/

Просмотров: 2966 | Добавил: остаз | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 Sergscems  
<a href=http://zmkshop.ru/stati/stroitelstvo-konstruktsii-metallicheskikh-garazhey-iz-svarnogo-dvutavra/>сварки преимущества</a>

Имя *:
Email *:
Код *: