Разрабатывая в 2006 году авторский элективный курс «Школа информационного комфорта» для 9-х классов столкнулась с различным толкованием понятия «информационная культура».
Чтобы не заплутать в понятийном аппарате будущего элективного курса стала выписывать встретившиеся интерпретации понятия «информационная культура» на карточки.
Записи предназначались для личного пользования и источники фиксировать как-то в голову не пришло.
Предлагаю Вам «мешап» из карточек с цитатами, моими мыслями. Мне они оказались в свое время полезными. Может быть кто- то из вас пытается сейчас увязать деятельность школьной библиотеки с новыми образовательными стандартами и ознакомившись с предисторией понятий сможет сделать это более эффективно.
Информационная культура выражается в наличии у человека комплекса знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой.
(Краткий справочник школьного библиотекаря. СПб, 2001).
В этой краткой формулировке принципиально важны три положения:
1. В традиционный для образовательного контекста комплекс ЗУН (знания, умения, навыки) вводится чрезвычайно актуальный компонентрефлексивные установки, т.е. необходимость аналитического начала;
- Вместо многозначного и часто стилистически далеко не нейтрального понятия информация употреблено гораздо более общее и ещё не затёртое понятие информационной среды;
- И, наконец, точно обозначена форма сосуществования человека и информационной среды — взаимодействие, т.е. и взаимовлияние, и ответственность пользователя, и культура аналитического отношения к той или иной информации, необходимость её оценки, а значит выработки критериев оценки.
Вообще говоря, дать школьникам полноценную подготовку в этой области возможно только при интеграции процесса формирования информационной культуры практически во все учебные курсы и внеурочную проектно-исследовательскую работу. Но этого недостаточно. Одновременно необходимо подкреплять получаемые знания самостоятельной работой с различными источниками информации. Удобнее всего это делать в библиотеках.
Организация такой систематической практики школьников должна быть результатом объединённых усилий школы и библиотеки.
Эффективнее всего, как показывает опыт, работа по совместным программам. В них реально согласовать учебные задания и ресурсные возможности их выполнения, занятия по развитию навыков работы с информацией для школьников разного возраста, критерии определения уровня сформированности информационной культуры, требования к школьникам. В библиотечных учреждениях профессионалы обеспечат индивидуальное консультирование с целью отработки навыков информационного самообеспечения, в первую очередь, их учебной деятельности.
Каково же реальное на данный момент место школьного библиотекаря в решении названных задач?
Это место мы и попробуем обозначить в форме перечня основных направлений работы по формированию информационной культуры:
I. Комплектование библиотечного фонда.
- Информационная и методическая работа.
- Массовая работа со школьниками.
- Индивидуальная работа с читателями.
- Систематическое повышение собственного профессионального уровня.
Проблемы приобретения новых изданий связаны не только с отсутствием у библиотекарей свободы выбора и финансовых средств в рамках централизованного комплектования. Часто мы сталкиваемся и с трудностями другого характера — трудностями выбора и отбора. Чем руководствоваться в решении вопроса о том, что является самым необходимым? Как можно использовать в этой работе какое-то конкретное издание? Что вообще сейчас издаётся в этой области?
И тут, конечно, незаменима наша профессиональная интуиция в сочетании с опытом конкретной работы.
Надо сказать, что для работы со школьниками в области развития у них навыков взаимодействия с информацией (поиска, оценки, переработки, использования) можно использовать практически любые новые и старые издания, начиная с учебников. Конечно, если мы рядом и в любую минуту готовы помочь, ответить на вопросы, предостеречь. А вот для работы с учителями и для того, чтобы самим не отстать от развития информационных технологий и методической мысли, хорошо бы отслеживать именно новые издания.
Чрезвычайно полезны в этом плане профессиональные журналы: "Библиотека”, "Мир библиографии”, "Школьная библиотека”. Там можно найти и описание опыта работы коллег, и проблемные статьи, и списки литературы.
Но можно пополнять наш небогатый фонд собственными коллекциями материалов. Особенно удобно это делать тем, у кого в распоряжении есть компьютер. Можно отыскивать в Интернете самим или давать такие задания школьникам: материалы конференций, тесты, статьи по этой проблеме из электронных версий журналов. Всё, как положено, со ссылками накапливается "до востребования” в нашем компьютере. И всегда под рукой.Полезно иметь в электронном же виде различные образцы: шаблон оформления титульного листа учебного реферата, различные варианты библиографического описания книг, статей и электронных ресурсов для грамотного оформления списков использованных источников в соответствии с действующими ГОСТами. Они могут понадобиться не только школьникам, но и учителям.
Работа с информацией разного рода формирует у школьников целостное мировоззрение. Именно библиотека как центр документации помогает осуществлять межпредметные, междисциплинарные связи. И сейчас не имеет принципиального значения наличие или отсутствие конкретных материалов в конкретной библиотеке. Мы информируем о том, что такое-то издание существует, мы рекомендуем его использовать тем или иным способом, мы готовы проконсультировать, а часто и научить, как целесообразнее поработать с конкретным изданием или другим источником информации, чтобы решить конкретные задачи.
Возможности библиотеки сейчас гораздо шире, и я бы соотнесла необходимость их использования с выполнением профессионального долга. А то мы часто, жалея время якобы перегруженных старшеклассников, бежим к полке, раскрываем сами на нужной странице том энциклопедии, а то и пальчиком показываем, что им нужно прочитать по интересующему их вопросу (точнее, по заданной теме).
А если не можем сию секунду что-то перед ними раскрыть, то конфузливо извиняемся. И сами способствуем развитию у молодых людей (а старшеклассники уже все с паспортами!) инфантильности и иждивенчества, которые потом так аукаются им в студенческой, а позже и в профессиональной жизни.
Будь моя воля, я бы присвоила школьной библиотеке статус своеобразного УПК. Здесь людей с 7 до 18 лет могут научить вещам, необходимым в любой будущей профессиональной деятельности. Но главное — это площадка для реализации уже полученных навыков, дляпроявления творчества (и не только литературного), и, самое главное, для проявления самостоятельности.
Но библиотека не может реализовывать это своё предназначение без теснейшей связи и с администрацией школы, и с педагогами, и с методическими объединениями предметников. Школьный библиотекарь может стать инициатором (и координатором) работы всех методических объединений по выработке единых требований, касающихся разных способов использования информации.
Я убеждена, что работа по формированию информационной культуры школьников будет эффективной только в том случае, если именно школьной библиотеке удастся стать координационным центром, наладить информационную, документную и методическую поддержку этой деятельности.
Сейчас мы располагаем очень важным документом. Речь идёт о Федеральном компоненте Государственного стандарта образования, утверждённом в марте 2004 года.
В различных разделах Государственного стандарта образования: в Пояснительной записке, в перечислении целей и задач преподавания того или иного предмета в школе, в описании требований к выпускникам — называются характеристики, которые с полным правом можно отнести к области информационной культуры современного человека.
Трудно предположить, что учитель химии будет изучать раздел о стандартах в области преподавания литературы. А вот библиотекарь наверняка все разделы просмотрит.
И вывод о том, что требования к формированию информационной культуры распределены практически по всем учебным дисциплинам в школе, будет весомым аргументом для убеждения коллег в необходимости совместной скоординированной работы.
Каким же образом основные понятия информационной культуры отражены в государственном стандарте образования?
В нём описаны нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основного общего образования и уровень подготовки выпускников образовательных учреждений.
Впервые на всех ступенях обучения выделены общеучебные умения, навыки и способы деятельности. … Среди основных направлений модернизации общего образования, с учётом которых разработан стандарт, названы:
- личностная ориентация содержания образования;
- деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
- формирование ключевых компетенций — готовности учащихся использовать усвоенные
знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
Вот несколько примеров из различных разделов.
Из Стандарта начального общего среднего образования:
- Работа с учебными, художественными, научно-популярными текстами, доступными для восприятия. Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей.
- Определение темы и главной мысли текста.
- Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера;
- Поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
- Представление материала в табличном виде.
- Упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию).
Из обязательного минимума содержания образовательной программы по литературе:
Круг чтения и опыт читательской деятельности
• Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением,предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг.
Из требований к уровню подготовки оканчивающих начальную школу:
В результате изучения литературного чтения ученик должен
знать/понимать
• названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
уметь
- различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
- определять тему и главную мысль произведения;
- пересказывать текст (объем не более 1,5 с);
- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
- оценивать события, героев произведения; использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельного чтения книг;
- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
- самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
- работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
Из Стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ:
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Из обязательного минимума содержания:
- Представление информации. Информация, информационные объекты различных видов. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. … Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.
- Передача информации. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование
- Обработка информации. Алгоритм, способы записи алгоритмов; блок-схемы. Логические значения, операции, выражении
- Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.
- Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
- Информационные процессы в обществе. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право.
- Создание и обработка информационных объектов
- Создание текста. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления. Выделение изменений. Проверка правописания, словари. Включение в текст: списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Планирование работы над текстом. Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат).
- Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных.
- Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования.
- Поиск информации
Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов.
- Организация информационной среды Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста,
веб-страницы, презентации с использованием шаблонов.
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.
Из требований к уровню подготовки выпускников:
В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен
уметь
- оперировать информационными объектами;
- создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы, переходить от одного представления данных к другому;
- искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
- передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Из требований к уровню подготовки выпускников по литературе:
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать/уметь
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного
текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
В образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения, наряду с вышеуказанным, ученик должен уметь:
• искать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Что касается массовой работы с читателями по обсуждаемой проблеме, то разработано такое количество форм применительно к любому возрасту, что можно составлять атласы, альбомы, презентации и другие пособия, в которых будут представлены самые эффектные и эффективные изобретения библиотекарей. РГДБ в 2004 году выпустила очередной (выпуск 11) — информационно-аналитический сборник из серии "Что? Где? Как?”, посвятив его работе центральных региональных детских библиотек России по формированию культуры чтения детей и подростков. Его автор методист Е.В. Цулаия отмечает, что традиционную работу по воспитанию библиотечно-библиографической грамотности библиотекари давно уже включили в более широкое поле деятельности по формированию информационной культуры. Используя достижения современной психологии и педагогики, проявляя немалую изобретательность, они очень часто тесно взаимодействуют с учреждениями и органами управления образованием. Во многих регионах библиотеки и школы работают по совместным программам. И это, конечно, эффективнее разовых мероприятий, как бы блестяще они ни были проведены.
Наверное, все школьные библиотеки проводят ознакомительные экскурсии для первоклассников. Но в этом жанре можно проводить беседы с демонстрацией визуального ряда с учащимися любого возраста по любой теме. Например, "Экскурсия по тематической выставке”, приуроченная к предметной неделе, "Экскурсия по справочному аппарату книги” и т.п.
Турниры, конкурсы знатоков, викторины, интерактивные выставки, выставки-загадки — нечего и называть. Все про это знают.
А вот из своего опыта поделюсь такой формой, как создание электронных презентаций
силами учащихся совместно с преподавателем ИКТ. С этим прекрасно справляются, например, семиклассники. Презентировать можно книжную новинку, дары школьной библиотеке, какое-то удачное мероприятие. Как тему презентации можно использовать опыт самих ребят по работе в библиотеке ("Как я выбираю книгу для чтения”), опыт работы с информацией (почерпнутой как из печатных источников, так и из электронных изданий или из Интернета).
В разделе об индивидуальной работе, не останавливаясь на традиционных формах индивидуальных бесед, рекомендаций, консультаций по запросам, хочу остановиться на тезисе о желательности более активного участия библиотекаря в проектно-исследовательской работе учащихся. В этой деятельности перед учеником во всей остроте встаёт вопрос о технологии подбора и оценки литературы, о навыках использования справочно-поисковых систем, об использовании различных источников информации, о способах фиксации нужной информации, о её сохранении, грамотном оформлении ссылок, цитат, списков источников. Я уже не говорю о том, что дети не знают о различных способах чтения (в широком смысле этого понятия) в зависимости от собственных конкретных задач. У них редко бывает сформирован навык постановки точного вопроса. Но, выполняя проектную работу, ученик попадает в благоприятную для приобретения информационной грамотности ситуацию. И дело чести профессионалов здесь им в этом помочь.
В заключение не могу не сказать, что принципиально важно рассматривать уровень развития информационной и читательской культуры как фактор реализации конституционного права юных граждан на доступ к информации, к достижениям мировой культуры.
А в качестве конкретных первоочередных шагов необходима организация межведомственных усилий по научному обоснованию и методической разработке системы формирования основ информационной и библиотечно-библиографической культуры подрастающего поколения.
И в первую очередь нужно разработать проект рабочего стандарта "Содержательные характеристики уровня развития информационной и библиотечно-библиографической культуры детей и подростков” и организовать его профессиональное обсуждение.
Резюме:
Какие существуют подходы к решению проблемы подготовки подрастающего поколения к жизни в условиях информационного общества?
- Специальные курсы "Основы информационной культуры” в ВУЗах
- Требования к формированию ИК школьника, распределённые по разным учебным дисциплинам в школе (см. Государственный стандарт образования)
- Традиционные направления работы библиотек: организация фонда, справочно-поисковых систем (каталоги, картотеки, базы данных), групповые беседы и занятия, индивидуальные консультации, практическая помощь читателям
Модернизация работы библиотек: инновационная деятельность, многообразные способы использования информационных технологий, усиление координационной, информационной и методической составляющих в работе школьной библиотеки