Показатели библиотечной статистики - это количественные характеристики того или иного явления или процесса библиотечной деятельности и выражаются они в абсолютных, средних и относительных величинах.
Абсолютные величины — это число читателей, книговыдач, посещений, мероприятий массовой работы, библиографических справок и т.д. за определенный период времени. Все эти сведения берут из форм оперативного учета.
Средние величины — это общая или сводная характеристика нескольких или многих однородных величин.
Например, средняя дневная посещаемость (Пд): среднее количество посещений в день рассчитывается путем деления числа посещений за год (Пг) на число рабочих дней в году (Д)
Пд = Пг:Д
Данный показатель характеризует использование абонемента (читального зала), нагрузку библиотекаря. Он нужен для изучения реальной пропускной способности абонемента и читального зала, а также при проектировании новых помещений.
Относительные величины — это отношение одной величины к другой.
Относительные показатели могут отражать следующее:
— динамику (численности читателей, книговыдачи, библиотечното фонда и др.);
— структуру (библиотечного фонда, книговыдачи);
— интенсивность (это величины, измеряющие соотношение двух различных по содержанию, но взаимосвязанных показателей).
Показатели динамики и структуры полезно изображать также графически. Для этого используются столбиковые, линейные и секторные диаграммы.
Формулы определения основных относительных показателей библиотечной работы
Читаемость (Ч) — интенсивность чтения — это среднее число книг, выданных одному читателю в год.
Исчисляется путем деления количества книг выданных за год (без учета учеб.)
на число читателей зарегистрированных, за год:
кол-во книг выданных за год
на число читателей б-ки Ч = В : А.
Средний показатель читаемости в школьной библиотеке (без учета выдачи учебников): 17—22.
Посещаемость (Пос) — активность посещения библиотеки.
Посещаемость — это среднее количество посещений, приходящихся, на одного читателя в год.
Исчисляется путем деления числа посещений за год на число зарегистрированных читателей:
общее кол-во посещений
на число читателей Пос = П : А
Показатель характеризует активность посещения библиотеки читателями.
Если в Правилах пользования библиотекой срок пользования 15 дней (2 недели), то идеальный показатель посещаемости составит: 9 (учебных месяцев) умножить на 2 (посещения) = 18.
Обращаемость (Об) - степень использования фонда. Это среднее число книговыдач, приходящихся на единицу фонда. Исчисляется путем деления количества книговыдач за год (В) на количество книг, значащихся на конец года (Ф):
кол-во книговыдач
кол-во книг Об = В : Ф.
Средний показатель обращаемости - 3—1,4
Показатель обращаемости характеризует степень использования книжного фонда. Поданному показателю судят о соответствии книжного фонда интересам читателей и об уровне работы библиотеки по пропаганде книги информационных документов.
Книгообеспеченность (К) - достаточность книжного фонда. Это среднее количество книг, приходящихся на одного зарегистрированного читателя. Исчисляется путем деления количества книг, имеющихся в библиотеке на конец года (Ф), на число зарегистрированных читателей (А):
число книг (без учеб.)
число читателей К = Ф:А.
Показатель книгообеспеченности характеризует величину книжного фонда в отношении к числу читателей, т.е. его достаточность.
Следует помнить, что показатель книгообеспеченности обратно пропорционален показателю обращаемости: чем выше один из них, тем ниже другой. Следовательно, очень высокая книгообеспеченность так же нежелательна, как и низкая обращаемость.
Книгообеспеченность в 8-10- 12 книг вполне реальна и оправданна.
Дополнительные показатели
Существуют и другие показатели, позволяющие проанализировать работу библиотеки.
Можно посчитать процент охвата (По) учащихся (детей) библиотечным обслуживанием, который исчисляется путем деления числа зарегистрированных читателей (А) на число учащихся данного образовательного учреждения (У):
По = А : У х 100.
В массовых библиотеках охват в 70—80 % по отношению к числу жителей (или детского населения) считается идеальной величиной для небольшого города и почти нереальной для мегаполиса.
В библиотеках образовательных учреждений — 100 % вполне реальная цифра.
Можно выявить соотношение между комплектованием фонда (или отдельной части) и его использованием. В качестве аналитического инструмента в таком случае применяют коэффициент использования (Ки) книжных фондов (иногда его именуют коэффициентом соответствия фонда и книговыдачи). Интересно, что данный показатель обычно соответствует показателю отраслевой обращаемости.
Рассчитывается Ки следующим образом:
— сначала вычисляют удельный вес (т. е. долю в процентах) различных отраслей литературы в составе книжного фонда и в составе книговыдачи, а потом делят второй показатель на первый.
Например:
фонд общественно-политической литературы (ОПЛ) составляет у вас 18,2 % от всего фонда;
книговыдача по ОПЛ в этом году составила 15,2 %.
Считаем: 15*2 % : 18,2 % = 0,83. Это и есть коэффициент использования общественно-политической литературы.
Нормативным коэффициентом является «1», что означает полное соответствие объема данного раздела фонда интенсивности его использования.
К сожалению, очень часто в практике работы именно школьной библиотеки встречается нежелание или неумение правильно обращаться с показателями своей работы.
Проиллюстрируем это примером.
Школьная библиотека обслуживала в текущем году 500 читателей, выдала 8500 экз. книг. В следующем году контингент учащихся увеличится в связи с профилизацией школы и в библиотеке запланировано обслужить 650 читателей, а книговыдачу довести до 10000 экз.
Если просто взглянуть на представленные цифры, вроде все в порядке — по всем параметрам запланировано увеличение. Но, если просчитать правильно соотношение отчетных (за прошедший год) и плановых цифр, то картина получится другая. В расчете это выглядит так: книговыдача:
1- й год 8500 экз. (отчет),
2-й год 10000 экз. (план);
читаемость:
1-й год 8500 : 500 = 17 (отчет),
2-й год 10000 : 650 = 15 (план).
То есть получается, что запланировано снижение читаемости. А если бы библиотека планировала цифры «на вырост», без снижения, то необходимо было бы в данном случае запланировать книговыдачу (при читаемости 17-18), равную11050 экземпляров.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ БИБЛИОТЕКИ
Экономические показатели - это числовые величины, характеризующие производительность труда библиотекаря, его нагрузку, денежные затраты на единицу работы. Они бывают нужны и при планировании бюджета библиотеки и при спорных вопросах, касающихся финансирования отдельных проектов, и при написании заявки на грант.
Формулы расчета стоимости основных видов библиотечной работы
Показатель нагрузки библиотекаря (Н) исчисляется в двух вариантах:
- путем деления числа читателей (А), зарегистрированных за год, на количество библиотечных работников (Б):
Н = А:Б;
— путем деления количества книговыдач в год (В) на количество библиотечных работников (Б):
Н = В: Б.
Показатель расходов на обслуживание одного читателя в год (Са) исчисляется путем деления суммы всех видов расходов за год (Р) по смете библиотеки (за исключением приобретения оборудования и ремонта) на количество читателей, зарегистрированных за год (А):
Са = Р : А.
Показатель расходов на одно посещение (Сп) исчисляется путем деления суммы всех видов расходов за год (Р) по смете библиотеки (за исключением приобретения оборудования и ремонта) на количество посещений за год (П): Сп = Р : П.
Показатель расходов на одну книговыдачу (Св) исчисляется путем деления суммы всех видов расходов за год (Р) по смете библиотеки на количество книговыдач за год (В):
Св = Р : В.
Показатели времени
Для планирования работы школьной библиотеки полезно знать и такие данные как типовые нормы времени на вид работы и нормы режима работы библиотеки.
Например, по нормам режима работы библиотека должна быть открыта для читателей:
• со штатом 1-2 человека - не менее 5 часов в день;
• со штатом 3 человека - не менее 6 часов в день;
• со штатом 4 человека - не менее 8 часов в день;
. • читальный зал с 2 работниками - около 10 часов в день.
Типовые нормы времени публиковались в разработке ГНПБ им. К.Д. Ушинского. По ним рассчитываются нормативная нагрузка на одного работника и время, затраченное на выполненную работу (это бывает нужно для отчетов и анализа нагрузки).
Именно исходя из типовых норм времени, объема работ, заложенного в положении о библиотеке данного ОУ, и отчетов о работе библиотеки можно доказать необходимость введения дополнительных ставок или сокращения требуемого объема работы.
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Бачалдин Б.Н. Без права на необъективность: Анализ документов-одна из главных форм методического труда / Б.Н. Бачалдин // Библиотека в школе. - 2002. - № 23. -С 21.
2. Библиотека и закон: справочник. Вып. 12 /отв. ред.-сост. О.Р. Бородин. - М„ 2002. - [С. 302-310].
3. Библиотечный менеджмент: дидакт. пособие /под общ. ред. В.К. Клюева, И.М.Сусловой. - М, 2001. - [С.185-187].
4. Дворкина М.Я. Единицы учета обслуживания пользователей библиотек и органов НТИ в ГОСТ 7.20-2000 «СИБИД. Библиотечная статистика» /М.Я. Дворкина // Библиотечное дело: XXI век. — 2002. - № 3. — С. 64.
5. Ермакова Т. Статистика от «лукавого»? / Т.Ермакова // Библиотека. - 2000. -№ 12. -С. 4.
6. Зуева Е.С. Королевство кривых зеркал, или Школьная библиотека в зеркале статистики / Е.М.Зуева // Школьная библиотека. — 2002. — №5.-С. 25-31.
7. Минимум библиотечной техники в массовых библиотеках: инструкции и учетные формы. — М., 1973. — 70 с.
8. Мотульский Р. И снова о статистике / Р. Мотульский // Библиотекарь - 1991. - № 6л С. 27-30; № 12. - С. 2-5.
9. Организация работы централизованной библиотечной системы: инструкции и учетные формы / под ред. Р.З. Зотовой — М., 1985. - 192 с.
10. Справочник библиотекаря / сост. С.Г. Антонова, Г.А. Семенова. — М., 1985.-302 с.
11. Справочник библиотекаря / науч. ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минки-на.-СПб., 2001. -448с.
12. Стандарты по библиотечному делу: сборник / сост. Т.В. Захарчук и др. -СПб., 2001.-512 с.
13. Стельмах В. От «бумажного вала» к разумным показателям / В. Стельмах, Г. Лепилина // Библиотека. - 1997. - № 5. - С. 49-51; № 6. -С. 23-25.
14. Суслова И.М. Библиотечная статистика — современное состояние проблемы: лекция / И.М.Суслова. — М.,1996. - 35 с.
15. Суслова И.М. «Говорящие цифры» / И.М. Суслова //Библиотека. - 2000. - № 2. - С. 49-52.
16. Суслова И.М. Основы библиотечного менеджмента / И.М. Суслова. - М., 2000. - [С. 177-190].
17. Технология работы школьной библиотеки: инструктивно-метод. материалы и учетные формы - М.,1993. —74 с.
18. Уварова Т. Статистика знает все. Для чего она нужна? / Т.Уварова // Независимый библиотечный адвокат. - 2004. — № 2. - С. 14—22.
19. Фрумин И.М. Библиотечное дело: организация и управление / Й.М.Фрумин. - М.,1980. - [С.97 - 131].
20. Юрьева Т. Как оценить качество работы ЦБС / Т.Юрьева // Библиотека. - 1999. - № 9. – С. 17—20.