Показатели библиотечной статистики - это количественные характе­ристики того или иного явления или процесса библиотечной деятельно­сти и выражаются они в абсолютных, средних и относительных величинах.

Абсолютные величины — это число читателей, книговыдач, посеще­ний, мероприятий массовой работы, библиографических справок и т.д. за определенный период времени. Все эти сведения берут из форм опе­ративного учета.

Средние величины — это общая или сводная характеристика несколь­ких или многих однородных величин.

         Например, средняя дневная посещаемость (Пд): среднее количество посещений в день рассчитывается путем деления числа посещений за год (Пг) на число рабочих дней в году (Д)

Пд = Пг:Д

        Данный показатель характеризует использование абонемента (читаль­ного зала), нагрузку библиотекаря. Он нужен для изучения реальной про­пускной способности абонемента и читального зала, а также при проек­тировании новых помещений.                                                    

Относительные величины — это отношение одной величины к другой.

Относительные показатели могут отражать следующее:  

— динамику (численности читателей, книговыдачи, библиотечното фонда и др.);

— структуру (библиотечного фонда, книговыдачи);

— интенсивность (это величины, измеряющие соотношение двух раз­личных по содержанию, но взаимосвязанных показателей).

      Показатели динамики и структуры полезно изображать также графически. Для этого используются столбиковые, линейные и секторные диаграммы.

 

Формулы определения основных относительных показателей библиотечной работы

Читаемость (Ч) — интенсивность чтения — это среднее число книг, выданных одному читателю в год.

Исчисляется путем деления количества книг выданных за год (без учета учеб.)

на число читателей зарегистрированных, за год:

кол-во книг выданных за год

на число читателей б-ки                                                               Ч = В : А.

 

Средний показатель читаемости в школьной библиотеке (без учета выдачи учебников): 17—22.

 

Посещаемость (Пос) — активность посещения библиотеки.

Посещаемость — это среднее количество посещений, приходящихся, на одного читателя в год.

Исчисляется путем деления числа посещений за год  на число за­регистрированных читателей:

общее кол-во посещений

на число читателей                                             Пос = П : А

 

     Показатель характеризует активность посещения библиотеки читате­лями.                          

     Если в Правилах пользования библиотекой срок пользования 15 дней (2 недели), то идеальный показатель посещаемости составит: 9 (учебных месяцев) умножить на 2 (посещения) = 18.

 

Обращаемость (Об) - степень использования фонда. Это среднее чис­ло книговыдач, приходящихся на единицу фонда. Исчисляется путем деления количества книговыдач за год (В) на количество книг, знача­щихся на конец года (Ф):

кол-во книговыдач                    

кол-во книг                          Об = В : Ф.

 

Средний показатель обращаемости - 3—1,4

Показатель обращаемости характеризует степень использования книж­ного фонда. Поданному показателю судят о соответствии книжного фонда интересам читателей и об уровне работы библиотеки по пропаганде кни­ги информационных документов.

 

Книгообеспеченность (К) - достаточность книжного фонда. Это сред­нее количество книг, приходящихся на одного зарегистрированного чи­тателя. Исчисляется путем деления количества книг, имеющихся в биб­лиотеке на конец года (Ф), на число зарегистрированных читателей (А):

число книг (без учеб.)

число читателей                    К = Ф:А.

     

     Показатель книгообеспеченности характеризует величину книжного фонда в отношении к числу читателей, т.е. его достаточность.

   Следует помнить, что показатель книгообеспеченности обратно про­порционален показателю обращаемости: чем выше один из них, тем ниже другой. Следовательно, очень высокая книгообеспеченность так же не­желательна, как и низкая обращаемость.

Книгообеспеченность в 8-10- 12 книг вполне реальна и оправданна.

 

Дополнительные показатели

Существуют и другие показатели, позволяющие проанализировать работу библиотеки.

Можно посчитать процент охвата (По) учащихся (детей) библиотеч­ным обслуживанием, который исчисляется путем деления числа зареги­стрированных читателей (А) на число учащихся данного образовательно­го учреждения (У):

По = А : У х 100.

В массовых библиотеках охват в 70—80 % по отношению к числу жи­телей (или детского населения) считается идеальной величиной для не­большого города и почти нереальной для мегаполиса.

В библиотеках образовательных учреждений — 100 % вполне реальная цифра.

Можно выявить соотношение между комплектованием фонда (или отдельной части) и его использованием. В качестве аналитического инструмента в таком случае применяют коэффициент использования (Ки) книжных фондов (иногда его именуют коэффициентом соответствия фонда и книговыдачи). Интересно, что данный показатель обычно соот­ветствует показателю отраслевой обращаемости.

Рассчитывается Ки следующим образом:

— сначала вычисляют удельный вес (т. е. долю в процентах) различ­ных отраслей литературы в составе книжного фонда и в составе книго­выдачи, а потом делят второй показатель на первый.

Например:

фонд общественно-политической литературы (ОПЛ) составляет у вас 18,2 % от всего фонда;

книговыдача по ОПЛ в этом году составила 15,2 %.

Считаем: 15*2 % : 18,2 % = 0,83. Это и есть коэффициент использова­ния общественно-политической литературы.

Нормативным коэффициентом является «1», что означает полное со­ответствие объема данного раздела фонда интенсивности его использо­вания.

 

К сожалению, очень часто в практике работы именно школьной биб­лиотеки встречается нежелание или неумение правильно обращаться с показателями своей работы.

 

Проиллюстрируем это примером.

Школьная библиотека обслуживала в текущем году 500 читателей, выдала 8500 экз. книг. В следующем году контингент учащихся увели­чится в связи с профилизацией школы и в библиотеке запланировано обслужить 650 читателей, а книговыдачу довести до 10000 экз.

Если просто взглянуть на представленные цифры, вроде все в поряд­ке — по всем параметрам запланировано увеличение. Но, если просчи­тать правильно соотношение отчетных (за прошедший год) и плановых цифр, то картина получится другая. В расчете это выглядит так: книговыдача:

1-       й год 8500 экз. (отчет),

2-й год 10000 экз. (план);

читаемость:

1-й год 8500 : 500 = 17 (отчет),

2-й год 10000 : 650 = 15 (план).

То есть получается, что запланировано снижение читаемости. А если бы библиотека планировала цифры «на вырост», без снижения, то необ­ходимо было бы в данном случае запланировать книговыдачу (при чита­емости 17-18), равную11050 экземпляров.

 

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ БИБЛИОТЕКИ

Экономические показатели - это числовые величины, характеризую­щие производительность труда библиотекаря, его нагрузку, денежные затраты на единицу работы. Они бывают нужны и при планировании бюджета библиотеки и при спорных вопросах, касающихся финансиро­вания отдельных проектов, и при написании заявки на грант.

 

Формулы расчета стоимости основных видов библиотечной работы

Показатель нагрузки библиотекаря (Н) исчисляется в двух вариантах:

-  путем деления числа читателей (А), зарегистрированных за год, на количество библиотечных работников (Б):

Н = А:Б;

—  путем деления количества книговыдач в год (В) на количество биб­лиотечных работников (Б):                                 

Н = В: Б.

 

Показатель расходов на обслуживание одного читателя в год (Са) ис­числяется путем деления суммы всех видов расходов за год (Р) по смете библиотеки (за исключением приобретения оборудования и ремонта) на количество читателей, зарегистрированных за год (А):

Са = Р : А.

Показатель расходов на одно посещение (Сп) исчисляется путем де­ления суммы всех видов расходов за год (Р) по смете библиотеки (за исключением приобретения оборудования и ремонта) на количество по­сещений за год (П): Сп = Р : П.

Показатель расходов на одну книговыдачу (Св) исчисляется путем деления суммы всех видов расходов за год (Р) по смете библиотеки на количество книговыдач за год (В):

Св = Р : В.

 

 

Показатели времени

Для планирования работы школьной библиотеки полезно знать и та­кие данные как типовые нормы времени на вид работы и нормы режима работы библиотеки.

Например, по нормам режима работы библиотека должна быть от­крыта для читателей:

• со штатом 1-2 человека - не менее 5 часов в день;

• со штатом 3 человека - не менее 6 часов в день;

• со штатом 4 человека - не менее 8 часов в день;

.  • читальный зал с 2 работниками - около 10 часов в день.

Типовые нормы времени публиковались в разработке ГНПБ им. К.Д. Ушинского. По ним рассчитываются нормативная нагрузка на одного работника и время, затраченное на выполненную работу (это бывает нужно для отчетов и анализа нагрузки).

Именно исходя из типовых норм времени, объема работ, заложенно­го в положении о библиотеке данного ОУ, и отчетов о работе библиотеки можно доказать необходимость введения дополнительных ставок или сокращения требуемого объема работы.

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

1.  Бачалдин Б.Н. Без права на необъективность: Анализ документов-одна из главных форм методического труда / Б.Н. Бачалдин // Библиоте­ка в школе. - 2002. - № 23. -С 21.

2.  Библиотека и закон: справочник. Вып. 12 /отв. ред.-сост. О.Р. Бо­родин. - М„ 2002. - [С. 302-310].

3.  Библиотечный менеджмент: дидакт. пособие /под общ. ред. В.К. Клюева, И.М.Сусловой. - М, 2001. - [С.185-187].

4.  Дворкина М.Я. Единицы учета обслуживания пользователей биб­лиотек и органов НТИ в ГОСТ 7.20-2000 «СИБИД. Библиотечная стати­стика» /М.Я. Дворкина // Библиотечное дело: XXI век. — 2002. - № 3. — С. 64.

5.  Ермакова Т. Статистика от «лукавого»? / Т.Ермакова // Библиоте­ка. - 2000. -№ 12. -С. 4.

6.  Зуева Е.С. Королевство кривых зеркал, или Школьная библиотека в зеркале статистики / Е.М.Зуева // Школьная библиотека. — 2002. — №5.-С. 25-31.

7.  Минимум библиотечной техники в массовых библиотеках: инст­рукции и учетные формы. — М., 1973. — 70 с.

8.  Мотульский Р. И снова о статистике / Р. Мотульский // Библиоте­карь - 1991. - № 6л С. 27-30; № 12. - С. 2-5.

9.  Организация работы централизованной библиотечной системы: инструкции и учетные формы / под ред. Р.З. Зотовой — М., 1985. - 192 с.

10.  Справочник библиотекаря / сост. С.Г. Антонова, Г.А. Семенова. — М., 1985.-302 с.

11.  Справочник библиотекаря / науч. ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минки-на.-СПб., 2001. -448с.

12.  Стандарты по библиотечному делу: сборник / сост. Т.В. Захарчук и др. -СПб., 2001.-512 с.

13.  Стельмах В. От «бумажного вала» к разумным показателям / В. Стельмах, Г. Лепилина // Библиотека. - 1997. - № 5. - С. 49-51; № 6. -С. 23-25.

14.  Суслова И.М. Библиотечная статистика — современное состояние проблемы: лекция / И.М.Суслова. — М.,1996. - 35 с.

15. Суслова И.М. «Говорящие цифры» / И.М. Суслова //Библиотека. - 2000. - № 2. - С. 49-52.

16. Суслова И.М. Основы библиотечного менеджмента / И.М. Сусло­ва. - М., 2000. - [С. 177-190].

17.  Технология работы школьной библиотеки: инструктивно-метод. материалы и учетные формы - М.,1993. —74 с.

18. Уварова Т. Статистика знает все. Для чего она нужна? / Т.Уварова // Независимый библиотечный адвокат. - 2004. — № 2. - С. 14—22.

19.  Фрумин И.М. Библиотечное дело: организация и управление / Й.М.Фрумин. - М.,1980. - [С.97 - 131].

20.  Юрьева Т. Как оценить качество работы ЦБС / Т.Юрьева // Биб­лиотека. - 1999. - № 9. – С. 17—20.